Елена Лагутина.Андрей Максимов:"Одиночество-не беда людей,а их вина."
Андрей Максимов:"Одиночество - не беда людей, а их вина..."
В этом АНДРЕЙ МАКСИМОВ - один из самых умных и интеллигентных ведущих на российском телевидении, режиссер нескольких спектаклей, а также автор более двадцати книг для детей и взрослых - твердо убежден. И еще в нескольких вещах, которые являются для него непреложными ценностями. Что же касается большинства явлений и понятий жизни и мироустройства, он придерживается правила: никогда не навязывать своего мнения зрителю и читателю, всегда приглашать его к разговору, к размышлению.
За десять лет существования программы "Ночной полет" ее ведущий Андрей Максимов беседовал с сотнями знаменитых актеров, музыкантов, политиков, ученых и спортсменов. "Ночной полет" смотрят и в Израиле, но сам журналист, удивительное дело, еще ни разу не был в нашей стране. В Москве с Андреем Максимовым встречалась ЕЛЕНА ЛАГУТИНА.
- Андрей, Вы уже десять лет - ведущий одной из самых популярных передач российского телевидения "Ночной полет"...
- А первым местом моей работы был морг городской больницы, я работал там секретарем судебно-медицинского эксперта. Потому что я учился на вечернем, и мне нужно было где-то работать, и я пошел в морг, чтоб научиться печатать на машинке, а также узнать жизнь. Потом я долго работал в "Комсомолке", в "Собеседнике", в газете "Россия", а десять лет назад меня позвали в телекомпанию «Авторское телевидение» Я до этого делал какие-то отдельные передачи, потому что очень хотел прославиться. Но все-таки сначала у меня вышли спектакли, потом книжки, и только потом я стал телеведущим.
- Но не перестали писать книги, а также быть сценаристом и режиссером. Поэтому тем для разговора у нас более чем достаточно, но все-таки поводом для него стал Ваш новый, последний спектакль "Любовь в раю" в Театре «Школа современной пьесы».
- У меня есть пьеса, которая сначала называлась "Кладбищенский ангел", а потом – "Любовь в раю", я немножко ее переделал. Это был мой первый спектакль, который был поставлен в Москве на малой сцене Ленкома Стасом Митиным.Эта пьеса довольно широко шла по России и даже за рубежом. Но я много лет очень хотел поставить эту пьесу сам, мне показалось, что ее неправильно ставят, неправильно понимают. А история такая. За рамками пьесы происходят следующие события – умерла женщина, то есть все думают, что она умерла, и только могильщик, который ее похоронил, знает, что она на самом деле не умерла, а заснула летаргическим сном. Он ее вырыл, принес к себе домой, и с этого момента начинается действие. Когда женщина очнулась – а она-то сама тоже думает, что она умерла, – то решила, что это рай, а могильщик - ангел. И она этого ангела полюбила. Это лишь начало. Дальше происходит любовная история.
А возникновение этого спектакля совершенно необычно, на мой взгляд. Некая девушка, Анжела Хромова, в свое время закончила актерское отделение какого-то театрального института, вышла замуж, родила ребенка, нигде не работала, попыталась то в одном театре, то в другом, ничего особенно из этого не вышло. И в личной жизни тоже. Она отдала в какое-то агентство свою фотографию, и фотография там себе лежала. В это время некий английский продюсер приехал в Москву по каким-то своим делам, увидел ее фотографию, влюбился в девушку на фото, а потом познакомился с ней и увез ее в Лондон. Она родила ему еще троих детей, то есть теперь у нее четверо. А около трех лет назад она вдруг поняла, что просто умирает, не может больше жить без театра. Муж смотрел-смотрел на ее страдания, а потом сказал – вот тебе деньги, езжай в Москву и устраивай свое актерское счастье. И она приехала, каким-то образом нашла мою пьесу, не зная обо мне ровным счетом ничего, и поэтому она очень долго не могла меня найти – потому что не знала, что я еще телеведущий. А потом мы наконец встретились, она дала деньги на спектакль, и вот мы поставили этот спектакль, хотя до самого последнего момента я не верил, что такое может быть.
Была большая проблема с исполнителем главной роли, пока я не предложил ее Юрию Беляеву – знаменитому актеру с Таганки, который, в основном, известен по многочисленным сериалам и фильмам. Я ему позвонил. Он прочел пьесу и сказал, что пьеса ему не нравится, но его увлекает то, что это экспериментальная работа, а кроме того, его тронуло, что пьеса посвящена покойному актеру Юрию Астафьеву – первому исполнителю роли Могильщика в Ленкоме - это его друг. Беляев сказал – давайте попробуем, но без того, чтоб подписывать какие-то договоры. Мы попробовали, и после первых репетиций он сказал – я буду играть.
Еще я невероятно счастлив, что на этом спектакле познакомился с замечательным художником и человеком Сашей Лисянским – он, кстати, из Израиля...
- Кстати, об Израиле. Как получилось, что Вы до сих пор ни разу не были у нас в гостях? Практически все герои "Ночного полета" у нас побывали, а некоторые и не раз.
- Даже не знаю, что ответить. Просто я все время чем-то занят – то пишу книгу, то ставлю спектакль, то читаю лекции. Не говоря уже о радио и телевидении. Но я буду очень рад приехать в вашу страну, вот теперь еще один повод есть – мой новый спектакль, в котором принял участие ваш соотечественник. Буду счастлив показать его израильскому зрителю.
Вообще эта история - и тем важна для меня эта пьеса – о том, что любовь, с одной стороны, дает человеку то, что больше ничто не может дать, – ощущение крыльев, восторга, жизни. С другой стороны, ничто не приносит столько гадостей, ужасов, дерьма, сколько приносит любовь. Это история про человека, который испугался своей любви.
- Андрей Маркович, это Ваша точка зрения или точка зрения Вашего героя?
- Это размышление. Мне вообще кажется, что пишущий человек не должен говорить – мир устроен так или мир устроен сяк. А он должен говорить – не кажется ли вам, что в мире происходят вот такие процессы? А дальше уже люди говорят – да пошел ты! Или – надо же, так и есть.
Но нельзя давать рецептов. Я сейчас закончил работу над книжкой, которая мне очень важна, – "Многослов". В сентябре она должна выйти в издательстве "ОЛМА". Я придумал такую книжку – я беру самые главные слова в человеческой жизни: любовь, смерть, рождение, вера в Бога, интеллигент, честь, альтруизм, добро, зло... И пишу некоторые свои эссе по этому поводу. В результате выстраивается некая картина мира. По форме это похоже на словарь. И вы можете мои толкования принимать или не принимать, но главное, чтоб вы задумались над смыслом этих таких важных слов. То есть это книга, с которой можно разговаривать.
А возвращаясь к пьесе, один из ее персонажей говорит: "Люди называют любовь счастьем. Идиоты! Любовь - это груз, который мы взваливаем на свою душу. И мне этот груз не поднять".
- Что же делать?
- В смысле?
- Надо любить или не надо любить?
- А это личное дело каждого.Очень трудно ходить каждое утро по двадцать километров пешком. Но зато очень полезно для здоровья, и некоторые ходят. А некоторые – нет.
Мне кажется, что мы к любви относимся излишне романтично, и это очень портит нам жизнь, особенно по молодости, когда человек готовится к любви, как к некоему романтическому путешествию, а оказывается, что это очень тяжелая история. Потому что это же абсолютное уничтожение свободы. Человек либо любит, либо свободен. И хорошо, если ты любишь такого человека, который не пользуется тем, что он взял тебя в плен. Хотя, как правило, все этим пользуются. Но, с другой стороны, тот восторг, который ты испытываешь от любви, его больше ни от чего испытать невозможно.
- А как узнать – любовь это или не любовь?
- Это вопрос очень сложный. Я же не специалист по любви. Но мне лично кажется – если ты можешь быть с человеком естественным – значит, это любовь, а если не можешь – значит, не любовь. Просто вдруг возникает в твоей жизни человек, с которым легко. Как правило, это может служить началом любви. Потом начинается масса всего, потом начинается секс, который тоже является проверкой на естественность поведения, и много чего еще есть... Еще умение думать о другом, больше чем о себе, что чрезвычайно тяжело, потому что человек по природе своей эгоистичен. Но если ты думаешь о другом человеке больше, чем о себе, и ловишь от этого кайф, то это любовь.
- А еще говорят, что любовь не всякому выпадает. Одному дается, а другому за всю жизнь ни разу не случается полюбить.
- Я думаю так. Вот, к примеру, вера. Не человек находит веру, а вера находит человека. То же самое с любовью. Любовь находит человека. Можно подготовиться, можно подготовить свою душу, очень сильно искать, стараться и ничего не найти. Да, иногда Бог дает человеку умение любить, а любви не дает. Тяжелая история. Но не такая тяжелая, как иногда кажется русским людям, которые считают, что только через страдания можно обрести что-нибудь.
- Мне кажется, Вы очень иронично ко всему относитесь.
- Нет, я очень ко многому отношусь иронично, но не ко всему. Мне вообще кажется – вот что такое мудрость? Хоть я и не мудрый совсем, но, на мой взгляд, мудрость - это умение отделить те события в жизни, на которые надо тратить душевные силы, от тех, на которые душевные силы тратить не надо. И на свете есть очень мало вещей, к которым надо серьезно относиться.
- Например?
- Вера в Бога, благополучие твоих близких. Вот, пожалуй, и все. Так, навскидку.
- А что Вы относите к совсем уж суетным вещам?
- Карьеру, вопросы статуса – к примеру, тебя посадили на премьере в пятый ряд, а твоего врага – в четвертый... Мне вот абсолютно все равно, что скажут про мой спектакль критики...
– Ну уж так и все равно...
– Абсолютно. Критики - это отдельная история, я знаю все про критиков. Я делал в свое время эксперимент. Перед началом репетиций своего очередного спектакля я написал на бумажке, в каких газетах меня похвалят, а в каких поругают. И эту бумажку отдал редактору одного крупного издания, а он запер ее в сейф. Через два месяца после выхода спектакля мы открыли сейф, и все написанное мною сошлось процентов на восемьдесят – просто некоторые газеты вообще ничего не написали.
Я знаю режиссеров, про которых, что бы они ни поставили, напишут – "...но даже неудача этого мастера..." А есть режиссеры, и даже выдающиеся, например, Марк Анатольевич Захаров, которым критика не прощает ничего. Но вот если ты делаешь спектакль, на который не ходят зрители, тогда, конечно, тебе шандец. Но у меня такого не было никогда.
На самом деле, если говорить предельно серьезно - то есть два диктатора, которые диктуют человеку, как ему жить, – это государство и Бог. Государство диктует одно, а Бог – другое. И все, что касается диктата Бога, – это, как правило, серьезно, это то, что касается любви, взаимоотношений с близкими людьми, все, что касается человеческой души. А все, что диктует государство, как правило, несерьезно – карьера, статус, борьба за звания... Если это так разделять, то жизнь становится проще. Государству - причем я говорю сейчас не только о России, а вообще – государству как таковому не нужны люди, ему нужна толпа, ею проще управлять. Поэтому государство делает все, чтобы превратить индивидуальностей в неиндивидуальностей. И государство в этом не виновато.
- Конечно, но нам все-таки приходится жить в государстве. А Вам, Андрей Маркович, и подавно – в московском государстве. А как можно заботиться о своих близких в нашем мире без того, чтобы, к примеру, обеспечить их материально?
- Просто надо понимать, на что имеет смысл тратить душевные силы, а на что – нет. Например. Мне через два года будет 50 лет, но у меня нет ни одной государственной награды, и я надеюсь, и не будет. Я могу страдать по этому поводу, пробиваться и в конце концов победить и стать кавалером ордена "Знак почета", к примеру. Но я этого не делаю. При этом я не говорю, что надо жить отшельником. Я очень горжусь теми премиями, которыми был отмечен – у меня две "Тэфи", главная российская премия по детской литературе "Заветная мечта", очень дорогая мне премия "Профессионал России"... Но я мог бы быть гораздо более популярным, а значит, гораздо более богатым человеком, если бы я совершал некие действия... но тогда я не был бы тем ведущим, которым являюсь, я бы вел другие ток-шоу... Я этим не занимаюсь, и потому я не могу позволить себе некоторых вещей, материальных я имею в виду, но зато, мне кажется, я занимаюсь тем, что мне интересно, и делаю все честно. Да и поздно уже ломать сложившийся имидж. Я уже не смогу вести передачу "Фабрика звезд". Но я все время что-то делаю. Пишу книжки, ставлю спектакли, читаю лекции. Я же не потому это все делаю, чтобы войти в историю русской культуры, а просто мне это очень интересно.
- Значит, Вы счастливый человек. Вы занимаетесь тем, что Вам интересно, и этим зарабатываете себе на хлеб.
- Счастье - это гармония. Гармония - это понимание того, что ты идешь по той дороге, на которую тебя поставил Бог, и это гармония с миром. Гармония с самим собой - это значит, что ты идешь по этой дороге так, как ты должен по ней идти. Вот гармония с миром у меня есть, потому что мне кажется, что я иду по той дороге, которую мне указал Бог, а гармонии с собой у меня нет, потому что при этом кажется, что я иду по ней неверно. Расшифровывать я это не буду, потому что это касается многих очень личных вещей, но я думаю, что многое делаю неправильно. Грубо говоря – стратегически я живу правильно, а тактически – нет, я делаю очень много ошибок, но иду по правильной дороге.
Я никогда не был жизнелюбом, и мне никогда не приносили удовольствия простые человеческие радости, как-то: выпить, переспать с девушкой какой-нибудь. Даже в юности. Сходить там с мужиками на футбол, в баню...
- Тогда получается, что Вы трудоголик.
- Отчасти.. Мне всегда нравились трагические романы, нравилось добиваться благосклонности девушки.... Мне никогда не нравились пьяные компании, хотя мне нравится сидеть по ночам с друзьями, обсуждать какие-то проблемы, а больше всего мне нравится сидеть в студии программы "Ночной полет" и брать интервью, мне очень нравится сидеть дома за компьютером и очень нравится находиться в театре, в репетиционном зале. С восторгом, который я испытываю ото всего этого, сравниться может только общение с сыном.